Хорей

Хорей

ХОРЕ́Й (от греч. χορει̃ος, букв. — плясовой; трохей, τροχαι̃ος, букв. — бегущий) — в силлабо-тонич. системе стихосложения — метр, образуемый 2-сложными стопами с сильным местом на первом слоге; сильное место заполняется ударными или безударными слогами любых слов, слабое место — безударными слогами любых слов или ударными слогами односложных слов; последнее сильное место обязательно-ударно (схема Х.: — ... , где "—" — сильное место, — слабое место, "" — обязательно-ударное сильное место). Кол-во стоп определяет размер хореич. стиха; наиб. употребительными являются: 4-стопный Х. ("Я пришел к тебе с приветом", А. А. Фет), 5-стопный Х. ("Выхожу один я на дорогу", М. Лермонтов), 6-стопный Х. с цезурой (словоразделом) ("С плеч могучих сняли бархатный кафтан", И. С. Тургенев) и бесцезурный ("Скучно, девушки, весною жить одной", А. А. Дельвиг); цезурный и бесцезурный Х. в поэтич. практике не смешиваются. В Х., как и в ямбе, довольно часты пропуски метрич. ударений (пиррихии); часто-ударные и редкоударные сильные места стремятся чередоваться через одно; начальное и предпоследнее сильное место — редкоударны. В рус. стихосложении Х. как самостоят. стопу впервые выделил В. К. Тредиаковский ("Новый и краткий способ к сложению рос. стихов", 1735), за ним — М. В. Ломоносов. После ямба Х. — самый распростр. метр рус. силлабо-тоники. Первые хореич. стихи на рус. яз. появились в кон. 17 — нач. 18 в. и принадлежали иностранцам. Освоение Х. рус. поэзией связано с именем Тредиаковского, реформировавшего силлабич. 11- и 13-сложники на основе упорядоченного чередования хореич. стоп. В 18 в. Х. (гл. обр. 4-стопный) используется для "духовных" и "анакреонтич." од, песен и романсов; с тех пор песен, традиция прочно закрепляется за этим размером (М. М. Херасков, Г. Р. Державин, В. В. Капнист, Н. М. Карамзин, М. В. Ломоносов и др.). В нач. 19 в. популярность его возрастает: 4-стопный Х. проникает в элегию и эпос, впервые входит в поэтич. практику (благодаря Лермонтову) 5-стопный Х., получает распространение разностопный урегулированный Х. (4- и 3-стопники — В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, И. И. Козлов, К. Н. Батюшков и др.). В сер. 19 в. Х. связывается с нар.-песен. (4-стопный), элегич. и эпич. фольклорной традицией (5-стопный), резко возрастает популярность до тех пор малоупотребит. 3-стопного и обоих вариантов 6-стопного Х. (Я. П. Полонский. Н. А. Некрасов, А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев, Л. Е. Мей, Н. Ф. Щербина и др.). В нач. 20 в. традиц. хореич. размеры (4-, 5- и 6-стопные) получают новые клаузульные и цезурные разновидности; появляются сверхдлинные Х. (7-стопные у В. Я. Брюсова, 9—10-стопные у С. М. Соловьева), в прошлом малоупотребит. вольный Х. (К. Д. Бальмонт). В совр. поэзии используется гл. обр. 5-стопный Х.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Хорей" в других словарях:

  • ХОРЕЙ — греч. choreios, от choros, хор. Стопа из одного долгого и короткого слога. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ХОРЕЙ иначе: трохей, в стихосложении стопа из двух …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Хорей —     ХОРЕЙ стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря». Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (см. Ипостаса), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о… …   Словарь литературных терминов

  • ХОРЕЙ — или хореический стих, спондей, где в каждой стопе первый слог долгий, второй короткий. | Хорей, архан., самоед. оштол, шест, коим понуждают упряжных оленей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • хорей — 1. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [греч. choreios плясовой] Лит. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо тоническом стихосложении (например: Мчатся / тучи, / вьются / тучи). 2. ХОРЕЙ [рэ] и [ре], я; м. [от ненецк. харед погоняй] Длинный …   Энциклопедический словарь

  • хорей — хорей. Произносится [хорэй] и [хорей] …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • ХОРЕЙ — (греч. choreios букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха ( Я пропАл, как звЕрь в загОне , Б. Л. Пастернак). Наиболее употребительные размеры русского силлабо… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ХОРЕЙ — 1. ХОРЕЙ1, хорея, муж. (от греч. choreios из cho reios pus хоровая стопа, хоровой размер (лит.). Двусложная стихотворная стопа (ударением на первом слоге, напр. буря | мглою | небо | кроет (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились,… …   Толковый словарь Ушакова

  • ХОРЕЙ 1 — ХОРЕЙ 1, я, м. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ХОРЕЙ 2 — ХОРЕЙ 2, я, м. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • хорей — ХОРЕЙ, я, муж. (спец.). Двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. | прил. хореический, ая, ое. II. ХОРЕЙ, я, муж. Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»